Синдром в клинической психологии это

7. «Симптом», «синдром», «фактор», «локализация» как основные понятия в синдромном анализа нарушений ВПФ и их соотношение.

Лурия: Высшие психические функции представляют собой «сложные, саморегулирующиеся процессы, социальные по своему происхождению, опосредствованные по своему строению и сознательные, произвольные по способу своего функционирования».

Локализация — отнесение ВПФ к конкретным мозговым структурам. Согласно теории системной динамической локализации высших психических функций, мозг — субстрат психических функций работает как единое целое, состоящее из множества высокодифференцированных частей, каждая из которых выполняет свою специфическую роль. Непосредственно с мозговыми структурами следует соотносить не всю психическую функцию и даже не отдельные ее звенья, а те физиологические процессы (факторы), которые осуществляются в соответствующих структурах. Нарушение этих физиологических процессов приводит к появлению первичных дефектов, распространяющихся на целый ряд взаимосвязанных психических функций.

Симптом – индикатор нарушения конкретного психического процесса или всей функции в целом. Квалификация симптомов, наблюдаемых при определенном, локальном поражении мозга, позволяет нам определить их особенности; найти те их общие свойства, которые обуславливаются работой одного нервного механизма, и дать заключение о локализации очага поражения, то есть указать на причину, вызвавшую появление симптомов. Эта цепочка взаимосвязанных явлений — работа нервного механизма, его расположение в конкретном участке мозга, психологическое содержание работы нервного механизма — обозначается как нейропсихологический фактор. Последний становится центральным понятием, позволяющим описать многообразную специфику функций нервных механизмов в разных отделах мозга и специфику порождаемых ими психологических свойств и качеств.

Выявленный в обследовании симптом указывает на наличие локального поражения, но еще ничего не говорит о его локализации. Для установления локализации необходимо провести квалификацию симптомов, выявить основной нейропсихологический фактор и на его основе определить возможную локализацию. Эта процедура носит название нейропсихологического синдромного анализа нарушений.

Известно, что один участок мозга может приводить к нарушению целого ряда психических функций, то есть он является общим звеном нескольких функциональных систем. Это означает, что при поражении определенного участка мозга мы можем иметь дело с целым рядом симптомов нарушения разных психических функций, с симптомокомплексом или синдромом.

Нейропсихологический синдром — это закономерное сочетание симптомов, возникающее при поражении того или иного участка мозга.

О психологии.

Категории синдрома и фактора в клинической психологии.

Категориисиндрома и фактора в клинической психологии связаны с общим подходом к мозговой локализации ВПФ. В отличие от представления, когда определенный психический проц есс соотносится с определенной морфологической зоной, в клинической психологии используется более системное представление: звено (компонент) в структуре психического процесса связано с функцией определенной зоны мозга (фактором).

Факторы — функции разных систем организма, совокупность которых составляет естественную, природную основу реализации психических процессов. Каждый фактор обеспечивает то или иное звено в структуре психической деятельности. При нарушении фактора нарушаются все те психические процессы, в структуру которых входит звено, базирующееся на этом факторе.

Симптом (н.см.) — нарушение психической функции, возникающее вследствие локального поражения головного мозга.

Первичные н.см. — нарушения психических функций, непосредственно связанные с нарушением некоторого фактора.

Вторичные н.см. — нарушения психических функций, возникающие как системное следствие первичных н.см. по законам системной взаимосвязи с первичными нарушениями.

Психологический синдром — система взаимосвязанных нарушений комплекса психических процессов (симптомов), возникающая в результате нарушения некоторого синдромообразующего фактора или нескольких факторов.

Медицинский синдром — это сочетание симптомов, характерное для определенной нозологии. Как правило, описывается как перечень, а не закономерность.

Синдром в клинической психологии это

Категории синдрома и фактора в клинической психологии.

Категории синдрома и фактора в клинической психологии связаны с общим подходом к мозговой локализации ВПФ. В отличие от представления, когда определенный психический процесс соотносится с определенной морфологической зоной, в клинической психологии используется более системное представление: звено (компонент) в структуре психического процесса связано с функцией определенной зоны мозга (фактором).

— функции разных систем организма, совокупность которых составляет естественную, природную основу реализации психических процессов. Каждый фактор обеспечивает то или иное звено в структуре психической деятельности. При нарушении фактора нарушаются все те психические процессы, в структуру которых входит звено, базирующееся на этом факторе.

(н.см.) — нарушение психической функции, возникающее вследствие локального поражения головного мозга.

Первичные н.см. — нарушения психических функций, непосредственно связанные с нарушением некоторого фактора.

Вторичные н.см. — нарушения психических функций, возникающие как системное следствие первичных н.см. по законам системной взаимосвязи с первичными нарушениями.

— система взаимосвязанных нарушений комплекса психических процессов (симптомов), возникающая в результате нарушения некоторого синдромообразующего фактора или нескольких факторов.

— это сочетание симптомов, характерное для определенной нозологии. Как правило, описывается как перечень, а не закономерность.

Примеры психологических синдромов.

«Перспективным в патопсихологии является направление [Поляков Ю.Ф., 1974], ставящее своей целью разработку патопсихологических синдромов — выявление и изучение нарушенных факторов в структуре психической деятельности и установление изменений психических процессов (интеллектуальных, перцептивных, мнестических и др.), основывающихся на этих факторах. В качестве примера могут быть приведены исследования Ю.Ф. Полякова и его сотрудников. Они касаются выявленных у больных шизофренией нарушений актуализации сведений из прошлого опыта * (курсив мой — Н.Б.), следствием чего является перестройка перцептивных и других психических процессов, имеющая патогенетическое значение в формировании нарушений психической деятельности при этом заболевании.» [Б.Д. Карвасарский. Медицинская психология. М., 1982]

Принципы синдромного анализа нарушений ВПФ.

Системный характер психических функций и системный характер работы мозга приводят к следующим следствиям:

1. Одна и та же психическая функция может нарушаться при поражении разных участков мозга. Но при поражении разных участков мозга психическая функция будет нарушаться по-разному. Это связано с тем, что при поражении разных участков мозга нарушается работа разных звеньев функциональной системы соответствующей психической функции.

2. Патология той или иной мозговой зоны может привести к нарушению целого ряда психических функций. Тогда мы имеем дело со случаем, когда одна мозговая зона является общим звеном для разных функциональных систем, соответствующих разным психическим функциям.

В нейропсихологическом обследовании выявление симптома нарушения психических функций является первым шагом на пути к синдромному или факторному анализу. Рассмотренные два следствия делают возможным по-разному понимать и использовать понятие синдром. Первое следствие позволяет описать синдром

, как набор симптомов, нарушения конкретной психической функции при поражении определенного участка мозга.

Например, если мы говорим о синдроме семантическая афазия, или кинетическая апраксия, о синдроме лицевая агнозия — это означает, что в этом синдроме нарушения конкретной психической функции мы рассматриваем набор симптом, свойственных этой форме нарушений. Значит, если мы будем говорить о синдроме кинетической апраксии, то мы будем говорить, что движение нарушается определенным образом, и это нарушение движения при поражении премоторной области мозга будет связано с нарушением переключения с одного движения на другое, с нарушениями, связанными с выполнением последовательности движения, т.е. мы разбираем набор симптомов, который возникает при конкретном поражении зоны мозга для конкретной психической функции.

Это одно возможное употребление понятия “синдром”.

Но более четкое употребление понятия — это то понятие, которое связано со вторым следствием. Это описание синдрома как симптома-комплекса закономерного сочетания симптома, где симптомами выступают нарушения разных психических функций при поражении конкретного участка мозга

. Например, при поражении зоны ТПО мы можем говорить, что в этой ситуации нарушаются разные психические функции: зрительное восприятие (т.е. функция восприятия), движение, мышление и т.д., т.е. можно рассмотреть целый набор симптомов нарушения разных психических функций. Это второе принятое рассмотрение понятия синдрома.

Когда проводится синдромный анализ есть определенная последовательность шагов, или принципов, которые необходимо соблюдать для проведения синдромного анализа.

1. Принцип качественной квалификации симптомов нарушений психических функций. Качественная квалификация предполагает выяснение того, какой характер носят наблюдаемые расстройства, т. е. в силу какой причины, в силу какого нейропсихологического фактора проявляются выявленные нарушения психической функции или симптома.

Мы предъявляем больному тест на счетные операции 100-7. Больной выполняет этот тест. С количественной точки зрения мы видим, что одним больным сделано 2 ошибки и другим сделано 2 ошибки, т.е. эти два больных как бы идентичны. Но в первом случае проявляется симптом инертного стереотипа, когда больной инертно выполняет одну и ту же операцию. В другом случае нарушение связано с другим симптомом — пространственные нарушения. То есть, мозговые поражение находятся в разные отделах мозга. И только после качественной оценки можно проводить количественную оценку и ставить балл больному

2. Сопоставление всех симптомов, которые наблюдались при поражении одного участка мозга. С одной стороны это выявление функций, которые оказались нарушенными, т.е. выявление негативных симптомов. Выясняется, для каких психических функций длинный участок является основой. С другой стороны нужно выявлять такие психические функции, какие оказались сохранными, для каких психических функций этот участок мозга не является основой. Сопоставление нарушенных и сохранных психических функций является необходимым, потому что многочисленные наблюдения показывают, что при поражении одного участка мозга они функции будут нарушаться, а другие функции не нарушаются. Также может быть нарушено одно звено какого то психического процесса и в то же время будут сохранными другие звенья этого психического процесса. Такая диссоциация между сохранными и нарушенными функциями носит название принципа двойной диссоциации функции. Например, при поражении височной области левого полушария нарушается целый ряд функций: слухоречевое восприятие, память, речь, счет и т.д. В то время, мы увидим, что не нарушаются такие психические функции как тактильное или зрительное восприятие, нет нарушения движения, долговременной памяти. То есть мы видим диссоциацию между нарушенными и сохранными функциями. Поражение зоны ТПО приводит в нарушению пространственного типа в различных психических функциях. Но другие звенья, не связанные с пространственным сохранны. таким образом в пределах одной психической функции наряду с нарушенными звеньями имеются сохранные. Сравнение сохранный и нарушенных функций позволяет нам понять структуру психической функции и выделить те факторы, которые являются общими для одних процессов и не входят в другие процессы.

3. Выявление нейро-психологического фактора. Выделение того общего, что лежит в основе наблюдаемых симптомов. В каждом синдроме симптомы сочетаются друг с другом закономерно. Эта закономерность обусловлена той причиной, которая вызвала к жизни эти симптомы. Эта общая причина и есть нейропсихологический фактор, который становится системообразующим моментом для начала синдрома. Поскольку все симптомы, которые мы наблюдаем при поражении участка мозга и вызваны этим поражением, то значит нарушены физиологические условия и механизмы работы этого участка мозга. Фактор указывает на наличие такого нарушения. Таким образом, можно сказать, что понятие фактор как бы соотносит для нас видимое нами нарушение с физиологической причиной.

4. Принцип выделения первичный, вторичный, третичных следствий поражения участка мозга. Первичными являются нарушения, которые связаны с нарушением того звена психической функции, которое прямо соотносится с работой данного участка мозга. Но если нарушена работа одного звена, то нарушается работа и всей функциональной системы, т.е. возникает системное расстройство. Нарушение работы целой системы приводит к функциональным перестройкам, к попыткам мозга как бы компенсировать работу нарушенного звена за счет других сохранных звеньев. Пример. Левая височная область, вторичная гностическая зона. ее нарушение приводит к нарушению различения фонем. Это собственная функция вторичных гностических зон. Поэтому возникающее расстройство носит первичный характер. Нарушение одного звена расстраивает работу всех функциональных систем, которые включают в себя это звено, в частности, нарушение всех функциональных систем, связанных с речепониманием. Нарушение речепонимания, письма под диктовку. Это вторичные следствия поражения определенного участка мозга. В то же время функциональная система, которая связана с речепониманием и речепроизводством производит функциональные перестройки, которые связаны с этим дефектом, которые возникают у больного. Когда больной говорит, он слышит неправильно, и в этой ситуации больной переходит от плавной развернутой речи к использованию в речи слогов отдельных эмоциональных восклицаний и т.д. Больной понимая, что он не может сказать так как он хочет пытается сократить плавное речевое высказывание. Это компенсаторная перестройка.

Это — основные принципы, которые нужно употреблять при проведении синдромного анализа. Т.о. основным понятием этого анализа является понятие нейро-психологического фактора. С одной с стороны фактор выступает как центральный компонент тех методологических приемов с помощью который строится синдромный анализ. Фактор выступает как понятие, позволяющее обозначить ту общую причину, которую мы ищем в разных симптомах. С другой стороны, понятие фактор позволяет преодолеть психофизиологический параллелизм, поскольку несет в себе и психологическое и физиологическое содержание. С одной стороны он указывает на наличие специфического физиологического механизма работы мозга, с другой стороны он показывает на то как работы этого физиологического механизма проявляется в психическом отражении.

Фактор — это способ аналитико-синтетической работы мозговой структуры, проявляющийся в психическом плане в форме определенного осознаваемого или неосознаваемого качества психического, которое может быть зафиксировано в виде поведенческого проявления, имеющего конкретное содержание. Если существую разные физиологические механизмы работы разных участков мозга, то эти разные механизмы должны быть нацелены на разные качества психического, на разные физические характеристики окружающего нас мира и по разному проявляется в психическом отражении.

В зависимости от того, что вкладывается в понятие фактора будет зависеть и типология факторов. Отсюда и разные классификации синдромов — синдром поражение височной области или синдром пространственных нарушений.

Понятие общемозговых факторов. Те общие изменения, которые происходят в мозге человека под действием патологических процессов. Какие это патологические процессы? Травмы, при травме возникает движение противоудара, т.е. мозговая масса ударяется о противоположную стену черепной коробки. Общие мозговые изменения при сосудистых поражениях. Общемозговые изменения могут вызвать гипертензионные явления, они возникают при различных опухолях мозга. Опухоли мозга бывают разных типов. Одни медленнорастущие, которые могут расти годами. Другие — быстрорастущие. В ситуации быстрорастущей опухоли происходит увеличение внутричерепного давления. В этой ситуации наряду с теми симптомами, которые идут непосредственно от места мозга, где локализована опухоль, идет большое количество симптомов от других участков мозга, которые работают в несвойственных им условиях. Наконец, общемозговые изменения могут возникать при поражении подкорковых образований. В подкорковых уровнях расположены разные уровни неспецифической ретикулярной формации. Она оказывает активирующее воздействие на кору больших полушарий. При поражении этих структур снижается или нарушается общий тонус коры головного мозга, что также привозит к изменению в протекании различных психических функций. Таким образом, мы видим еще целый ряд факторов, которые влияют на картину локальных изменений в мозге. Но все равно локальные изменения проявляются достаточно четко.

нейропсихологические синдромы, которые возникают при поражении разных участков мозга. При поражении разных участков мозга нарушаются разные психические функции. Рассматривая разные психические функции, мы обращались к тем мозговым локализациям, которые являются общими. Например, мы говорили о нарушениях речи — премоторная область мозга, теменная область мозга и движение нарушается при поражении премоторной области и теменной области. Мы можем увидеть, что многие функции нарушаются при одной и той же локализации, и это говорит, что эта локализация является общим звеном функциональной системы для всех этих функций.

Основные синдромы нарушения разных психических функций, которые возникают при разных локализациях мозгового поражения.

При поражении ядерных и корковых зон возникает сенсорные нарушения одной модальности. Вторичные гностические зоны — зрительные агнозии. Они распределены между левой и правой затылочной областью. Фактор — невозможность синтеза отдельных зрительных характеристик в целостный перцептивный образ. Мы можем говорить о модальном специфическом зрительном факторе нарушения синтеза. Если попытаться дифференцировать ситуация в левом и правом полушариях то при поражении правого как правило нарушается синтез зрительных характеристик, которые предъявляются как бы только в зрительной сфере не требуют вербализации, при поражении левого происходит нарушения когда вовлекаются в зрительное процессы вербализации.

Нарушение психически процессов в той части, в которой они требуют пространственной ориентировки. Зрительные агнозии продолжаются. Пространственная зрительная агнозия. К этой зрительной агнозии добавляется апраксии — нарушения движений, которые связаны с пространственной ориентировкой. При поражении зоны ТПО также возникает семантическая афазия — нарушается понимание логико-грамматических конструкций, т.е. в основе опять лежит пространственный фактор. Мышление тоже нарушается — больной не понимает логико-грамматических конструкций и он не в состоянии понять условие задачи. (На одной полке в 2 раза больше книг, чем на другой). Чтение и письмо тоже нарушается, т.к. нарушается функция пространственной ориентации. Одна главная причина — нарушение пространственного компонента того процесса, с которым мы имеем дело. Пространственный фактор.

Постцентральные отделы теменной области.

На первое место выходит кинестетический фактор, т.е. фактор, который связан с получением информации относительно частей тела и состояния. Движение нарушено с точки зрения кинестетической. Симптом — рука-лопата, когда больной не дифференцирует те движения, которые нужно выполнять, он не чувствует положение и состояние своей руки. Речь нарушена, потому что больной не чувствует кинестезии, идущей от его артикуляторного аппарата. Письмо нарушено, т.к. оно требует кинестетических схем. Когда мы пишем устоявшийся стереотип — то проблем не возникает. Причина снова одна — нарушение кинестетической схемы тех процессов, которые включают в себя моторные компоненты.

Кинетический фактор. Снова нарушение целого ряда процессов, которые включают в себя моторный компонент. Движение нарушено с точки зрения возможности выполнения кинетической мелодии, инертных стереотипов, персевераций. Речь нарушена. Письмо нарушено (мишкины шишки). Физиологический механизм этого нарушения — нарушение механизма иннервации — денервации групп мышц.

Лобные отделы мозга.

Фактор программирования, регуляции и контроля психической деятельности.

Лобные и височные отделы мозга.

Нарушение эмоций, памяти и т.д.

Таким образом, мы видим как бы наборы: разные зоны мозга — разные факторы, которые связаны с разными зонами мозга, и разные наборы симптомов, характерных для разных участков мозга.

Психологическая коррекция эмоциональных нарушений в детском и подростковом возрасте
Актуальность вопроса определяется широкой распространенностью эмоциональных нарушений среди детей и подростков. Они входят в структуру неврозов, неврозоподобных расстройств, являются коррелятом пре .

Тромбоэмболия легочной артерии
Тромбоэмболия легочной артерии (ТЭЛА) — одно из наиболее распространенных и грозных осложнений многих заболеваний послеоперационного и послеродового периодов, неблагоприятно влияющее на и .

Заключение
Повреждения голеностопного сустава относятся к наибо­лее частым видам повреждений опорно-двигательного аппарата и, несмотря на достигнутые за последнее время успехи в лечении, дают довольно высокий .

Категории синдрома и фактора в клинической психологии

Категории синдрома и фактора в клинической психологии связаны с общим подходом к мозговой локализации ВПФ. В отличие от представления, когда определенный психический процесс соотносится с определенной морфологической зоной, в клинической психологии используется более системное представление: звено (компонент) в структуре психического процесса связано с функцией определенной зоны мозга (фактором).

Факторы — функции разных систем организма, совокупность которых составляет естественную, природную основу реализации психических процессов. Каждый фактор обеспечивает то или иное звено в структуре психической деятельности. При нарушении фактора нарушаются все те психические процессы, в структуру которых входит звено, базирующееся на этом факторе.

Симптом (н.см.) — нарушение психической функции, возникающее вследствие локального поражения головного мозга.

Первичные н.см. — нарушения психических функций, непосредственно связанные с нарушением некоторого фактора.

Вторичные н.см. — нарушения психических функций, возникающие как системное следствие первичных н.см. по законам системной взаимосвязи с первичными нарушениями.

Психологический синдром — система взаимосвязанных нарушений комплекса психических процессов (симптомов), возникающая в результате нарушения некоторого синдромообразующего фактора или нескольких факторов.

Медицинский синдром — это сочетание симптомов, характерное для определенной нозологии. Как правило, описывается как перечень, а не закономерность.

Что такое психологические синдромы? Описание некоторых разновидностей

К понятию психологический синдром относят комплекс клинических признаков, определяющих душевные переживания человека, не выходящие за пределы его психологического здоровья, то есть не характеризующихся психопатологическими отклонениями. Однако любой психологический синдром может служить отправной точкой для развития подобных расстройств.

Некоторые из основных психологических синдромов

Один из наиболее распространенных – синдром психологического (эмоционального) выгорания – относительно новое для современной психологии явление, которое было впервые использовано Гербертом Фрейденбергером в 1974 году. Синдром характеризуется постепенно набирающим силы, эмоциональным истощением, вследствие профессиональной деятельности, что может значительно изменить психологический облик человека в окружающем социуме, вплоть до серьезных когнитивных искажений.

Когнитивное искажение – психологический термин, означающий систематические нарушения мышления человека в рамках созданной им самим субъективной реальности, что кардинальным образом определяет его социальное поведение.

Человек создает свое индивидуальное понятие окружающего мира, по законам которого живет, что приводит к ошибкам в выводах и суждениях, нелогичности и иррациональности поведения.

Прежде всего, синдром эмоционального выгорания (СЭВ) – реакция организма на длительное воздействие стрессов, возникающих в рамках трудовой деятельности человека. Это – затяжной процесс потери эмоциональной и физической удовлетворенности сотрудника к исполнению своих трудовых задач, выражающееся в умственном истощении, потере инициативности и личной отстраненности от работы и коллектива.

В патогенезе СЭВ скрыта защитная составляющая реакции организма на постоянные психологические микротравмы – стрессы, возникающие в течение трудового дня. При регулярном повторении стрессовых ситуаций, психика адаптируется к ним, путем снижения уровня ответной реакции, снижая и дозируя расходы эмоциональной энергии.

Распространение синдрома психического выгорания

От 30% до 90% трудоспособного населения всех профессий подвержены появлению признаков синдрома. Особенно часто страдают врачи, педагоги, психологи, психиатры, спасатели, работники правоохранительных органов. Около 80% среди общего количества врачей психиатров и наркологов имеют все симптомы СЭВ, выраженные в той или иной степени. Из этого количества, около 8% – резко выраженные признаки, часто переходящие в различные расстройства психопатологической или психовегетативной симптоматики.

Более трети сотрудников уголовно-исполнительной системы подвержены профессиональному выгоранию, особенно те, кто имеют непосредственный контакт с осужденными.

Таким образом, наблюдается прямая зависимость между эмоциональной тяжестью трудового процесса и количеством случаев проявления СЭВ.

Этиологические факторы синдрома психологического выгорания

Роль основной причины синдрома играет душевное переутомление сотрудника в результате регулярного исполнения рутинных трудовых обязанностей, связанных с негативными эмоциями, получаемыми в процессе.

Определена четкая взаимосвязь между проявлением СЭВ-симптоматики и характером профессиональной деятельности – чем сильнее работа сопряжена с ответственностью за жизнь и здоровье, тем больше вероятность отклонения.

Еще одним располагающим фактором являются: строгий режим работы и частые, насыщенные эмоциями контакты с окружающими. Подобная стрессогенность характерна для психиатров и психотерапевтов – общение с пациентами длится многие часы и повторяется много лет к ряду, причем пациенты, как правило, люди с тяжелой судьбой, проблемные дети, жертвы катастроф, преступники, рассказывающие о своих самых скрытых мыслях и тайных желаниях. Ситуация осложняется в случае слишком честного, деликатного и скрупулезного отношения к своей работе. Специалисты, относящиеся к проблемам пациентов весьма посредственно, могут трудиться десятилетиями, безо всяких психологических отклонений.

Ключевая особенность СЭВ – несоответствие между желаниями сотрудника и обязательными требованиями рабочего процесса: серьезная нагрузка, недостаток понимания со стороны коллег, ханжеское отношение руководства, маленькая заработная плата, отсутствие оценки выполненной работы, невозможность поступить по-своему, боязнь получения штрафных санкций, отсутствие семейного благополучия.

Диагностика синдрома психологического выгорания

Современная психология выделяет приблизительно сотню клинических признаков, связанных с СЭВ, причем, проявляемых на фоне других сходных отклонений: синдрома длительных психологических нагрузок, синдрома хронической усталости, которые очень часто сопряжены синдромом выгорания.

СЭВ характеризуется тремя основными этапами поведения человека на рабочем месте:

  • I этап. Период повышенного внимания к своей работе. Человек поглощен своей работой, старается систематизировать повторяющиеся алгоритмы профессиональной деятельности, не думает о собственных потребностях, часто о них забывая. Такое отношение к своим профессиональным обязанностям, как правило, длится первые несколько месяцев после трудоустройства. Далее наступает физическое и эмоциональное истощение, определяемое как перенапряжение, физическая усталость, которая не проходит даже на утро,
  • II этап. Личностная отстраненность. Ни положительные, ни отрицательные явления не вызывают эмоциональной реакции, профессиональная деятельность становится рутиной и выполняется автоматически. Пропадает интерес к проблемам клиента и само его присутствие вызывает раздражение,
  • III этап. Комплекс потери собственной эффективности, снижение профессиональной самооценки. Рабочий день начинает тянуться невыносимо долго, не принося никакого удовлетворения от проделанной работы. На третьем этапе сильно страдают профессиональные навыки и опыт.

За третьим этапом следует, как правило, увольнение. Если по каким-то причинам это невозможно, и человеку приходится продолжать ненавистную трудовую деятельность – велика вероятность психопатологических расстройств и социальных проблем.

Современная наука выделяет 5 основных групп симптоматики синдрома психического выгорания, отражающихся во всех областях деятельности человека:

  • Физические симптомы. Усталость, быстрая утомляемость, физическое истощение, бессонница, одышка, тошнота, головокружение, гипертония, дерматиты, нарушения в работе сердечно-сосудистой системы.
  • Эмоциональные симптомы. Снижение или полное отсутствие эмоциональных реакций, пессимизм, черствость, ощущение безысходности, безнадежности, агрессивность, тревожное беспокойство, невозможность сосредоточиться, чувство вины, истерии, безликость.
  • Поведенческие симптомы. Усталость на рабочем месте, потеря аппетита, стремление меньше двигаться, оправдание табакокурения, алкоголизм, применение лекарств, раздраженность.
  • Интеллектуальное состояние. Потеря интереса к инновациям в профессиональной деятельности, скука, тоска на рабочем месте, пропадание интереса к жизни, формальное выполнение рабочих процессов.
  • Социальные симптомы. Отсутствие социальной активности, нежелание скрасить свой досуг, отказ от увлечений, хобби, скупые отношения в семейном кругу, жалобы на непонимание со стороны окружающих и недостаток поддержки.

Лечение и профилактика синдрома психологического выгорания

Профилактические и реабилитационные действия при СЭВ идентичны, они должны быть направлены на снятие напряжения, повышение мотивации к труду, чаши весов затраченного труда и вознаграждения за него должны быть выравнены.

При появлении первых признаков синдрома, обязательно должен быть повышен организационный уровень труда, улучшен характер взаимоотношений с коллегами (межличностный уровень) и изучены индивидуальные особенности сотрудника.

Психология дает четкие рекомендации избавления от синдрома психологического выгорания:

  • краткосрочное и долгосрочное планирование предстоящей работы,
  • использование обязательных перерывов в работе,
  • овладение навыками саморегуляции (релаксация на фоне положительной внутренней речи),
  • стремление к профессиональному развитию,
  • широкий контакт с представителями смежных служб, что дает эффект востребованности и препятствует замыканию в себе,
  • избегание лишней конкуренции,
  • эмоциональное общение с коллегами,
  • поддержка физической формы, закаливание здоровья,
  • обучение объективному расчету своих нагрузок,
  • регулярное переключение с одного вида деятельности на другой,
  • максимальное игнорирование конфликтов на рабочем месте,
  • не стремиться выделяться и быть лучше других в любых ситуациях.

Синдром Дауна

Синдром Дауна (не совсем корректно использовать термин «Болезнь Дауна») – генетическое отклонение, характеризующееся повышенным количеством хромосомного набора у человека – 47, вместо 46. Лишняя хромосома хранится среди 21-ой пары, что дало синдрому еще одно название – трисомия.

Благодаря английскому врачу Джону Дауну, который в 1866 году систематизировал связь между лишней хромосомой и специфической симптоматикой проявления патологии, синдром получил свое название.

Синдром Дауна достаточно нередкое отклонение – один случай приходится примерно на 700 родов. Точная диагностика синдрома Дауна возможна лишь при генетическом анализе на обнаружение 47-ой хромосомы, предварительно диагноз ставится на основании специфических симптомов, характерных для синдрома. Основные из них:

  • плоские лицо, затылок и шея,
  • укороченный череп,
  • кожная складка на шее,
  • повышенная подвижность суставов,
  • снижения тонуса скелетной мускулатуры,
  • короткие руки, ноги и пальцы на них,
  • катаракта,
  • открытый рот,
  • короткие нос и шея,
  • раскосость глаз,
  • врожденные порок сердца.

Психологические особенности людей с синдромом Дауна

Для людей с синдромом Дауна характерны особые психологические особенности поведения:

  • Зачастую сильная интеллектуальная отсталость на отрезке от идиотии до нижнего уровня развития, на фоне несколько уменьшенного объема полушарий. В некоторых случаях масса мозга физиологически нормальная. Вследствие жизненного опыта, клиника умственной отсталости проявляется слабее, уровень развития затормаживается на уровне трехлетнего ребенка.
  • Люди с синдромом Дауна сонливы, доброжелательны, проявляют излишнюю ласковость. Для них свойственно бросить начатое дело, если они увидели что-то их заинтересовавшее.
  • Быстро находят контакт с окружающими без особого труда. Порог внушаемости и доверия сильно.
  • Умение мыслить абстрактно практически полностью отсутствует, поэтому научить их даже элементарным математическим исчислениям крайне сложно.
  • Чувства этики и эстетики не существует или слаборазвито.
  • Эмоциональная реактивность напрямую зависит от нарушений эндокринной системы, которые всегда сопутствуют синдрому Дауна. Характер эмоций банален и связан с текущим самочувствием и физиологическими потребностями.
  • Нет осознания собственной личности,
  • При вербальном общении сильно выражены интонации, сопровождающиеся яркой мимикой и жестами.
  • Сильные положительные эмоции вызываются ощущением сытости, тепла. Часты патологические влечения: онанизм, сосание и жевание несъедобных предметов.
  • Для вызова бурных отрицательных эмоций достаточно замерзнуть, проголодаться, не получить желаемого.
  • Люди с синдромом Дауна склонны к причинению вреда своему здоровью.

Лечения от синдрома Дауна не существует, помощь оказывается в виде комплексной психолого-педагогической помощи детям и взрослым с данным отклонением. Средняя продолжительность жизни – 50 лет.

Еще по теме:

  • Как лечить гепатит с генотип 3 Лечение гепатита - С (генотип 3а) Виктор Спешу поделиться, как протекает лечение гепатита - С (генотип 3а) противовирусной терапией, а это Реальдирон 3 МЕ (инъекции через день), и Рибаверин - Медуна (по четыре таблетки в день) + […]
  • Выступление агитбригады спид Сценарий выступления агитбригады против СПИДа "Выбор" Цель: привлечение внимания обучающихся к проблеме ВИЧ инфекции, наркомании; профилактика негативных проявлений и социальных вредностей. Задачи: Информирование обучающихся о […]
  • Судороги при пищевых отравлениях Пищевое отравление: первая помощь Пищевое отравление может быть вызвано испорченными продуктами растительного и животного происхождения, ядовитыми грибами, растениями или алкоголем. Пищевое отравление может также возникнуть […]
  • Сократить лечение гепатита с Новые достижения в лечении хронического гепатита С Телапревир и боцепревир – первые препараты с прямым противовирусным действием для лечения гепатита С Современные достижения фармакологии приводят к быстрым и существенным изменениям […]
  • Газета спид инфо с ног на голову Эх, прокачусь! Секс истории. С ног на голову В сексе я никогда и никому не отказываю. А все началось с моего мужа (я вышла замуж в 17, сейчас мне 28). Если бы вы знали, какой у меня муж! Я его очень люблю. Однажды он пришел пьяный, […]
  • Сколько живут с вирусом гепатитом с Продолжительность жизни при заболевании гепатитом С Гепатит С – это инфекционное заболевание, вызванное вирусом, целенаправленно поражающим печень. Проникая в гепатоциты, он провоцирует хроническое воспаление печёночной ткани, или […]