Апато-абулический синдром лечение

Апато-абулический синдром

Апато абулический синдром — один из самых распространенных видов психического расстройства. С греческого «апатия» переводится как отсутствие страсти («а» — отрицательная частица, «патос» — страсть), «абулия» — безволие («болея» — воля).

Что такое Апато-абулический синдром

Таким образом, апато-абулический дефект — это эмоционально-волевое расстройство, которое сопровождается:

  • абсолютным безразличием человека ко всему происходящему;
  • неспособностью принимать важные решения;
  • потерей интереса к судьбе родных и близких;
  • человек в таком состоянии теряет цель в жизни;
  • становится крайне неряшливым;
  • наступает эмоциональное опустошение, которое приводит к автоматизации всех действий и притуплению эмоциональной сферы.

Посмотрите видеоролики этой теме

Причины возникновения патологии

Среди причин возникновения апато-абулического синдрома в первую очередь выделяют причины, связанные с различного рода черепно-мозговыми травмами:

  1. Синдром проявляется в результате травм или опухоли правой или левой доли головного мозга.
  2. Апато-абулическое расстройство может быть следствием кровоизлияния в мозг.
  3. Следствием поражения мозга в результате воздействия на него токсических веществ.
  4. Последние исследования отмечают, что причиной возникновения заболевания может служить неправильное выделение организмом гормона дофамина.

В результате поражения мозговых отделов расстройство проявляется в виде ослабления умственной деятельности и контроля над побуждениями.

Это связано с тем, что способность человека воспринимать речь, его общественное поведение, двигательная активность, напрямую связаны с передней областью мозга, ответственной за способность мыслить абстрактно. И области мозга, носящей название базальные ганглии, которая, в свою очередь, отвечает за движение.

К одной из причин возникновения эмоционально-волевого дефекта можно отнести предрасположенность к шизофрении и различным психическим заболеваниям, передающимся по наследству. Легкие формы заболевания можно наблюдать у людей, пребывающих в пограничном состоянии и неспособных противостоять стрессам.

Признаки патологии проявляются не мгновенно, а в течение довольно длительного времени. Чаще всего пациент и люди из круга его общения не осознают значимости происходящих изменений и начинают бить тревогу, когда заболевание начинает принимать тяжелую форму.

Симптоматика расстройства психики

Апатия, проявляющаяся в эмоциональной холодности и безучастии, в сочетании с проявлением отсутствия воли со временем приводит к появлению апато-абулического синдрома. Существует ряд общих, психологических признаков, позволяющих выявить заболевание.

Для ранней стадии заболевания характерны:

  • потеря интереса к занятиям разного рода;
  • нежелание принимать участие в беседе;
  • склонность к бесцельному времяпровождению.

Эмоциональный фон претерпевает значительные изменения:

  • человек утрачивает способность к сопереживанию;
  • перестает радоваться успехам близких людей;
  • утрачивает интерес к партнеру вплоть до развития неприязни.

Среди физиологических признаков можно отметить:

  • вялую, невыразительную мимику;
  • отсутствие эмоций;
  • безразличие в голосе;
  • теряется живость во взгляде;
  • покраснение, как естественная реакция на неловкую ситуацию, так же отсутствует.

Часто можно наблюдать изменения в моторике, проявляющиеся в монотонных, повторяющихся движениях, таких как:

Заболевание сопровождает утрата интереса к собственной внешности, чаще всего такие люди неряшливы вплоть до откровенной нечистоплотности.

Людям с апато-абулическим синдромом:

  • сложно сформулировать свою мысль в соответствии с предметной областью;
  • речь бессвязна, с провалами в повествовании;
  • наблюдается склонность к простым, односложным ответам.

Отмечены случаи кратковременного увеличения активности, характеризующиеся нестабильностью, за которыми вновь наступает период снижения деятельности.

Полезное видео по теме



Что почитать

  • ➤ Какая гимнастика показана при спондилоартрозе пояснично-крестцового отдела позвоночника?

Развитие на фоне шизофрении

Часто развивается апато абулический синдром при шизофрении и может прогрессировать в рамках данного заболевания. У женщин шизофрения протекает в форме апато-абулического расстройства, осложняемого галлюцинациями и бредом.

Было выявлено два типа угасания активности у людей, страдающих шизофренией.

Первый тип связан с отсутствием у пациентов инициативы и самостоятельности, замедленностью реакций; к признакам второго типа можно отнести утрату способности переключаться и стереотипное поведение. Без сомнения, у людей, страдающих шизофренией, существуют проблемы с мотивацией.

Диагностика психического заболевания

Диагностика апато-абулического синдрома сводится к анализу состояния пациента с учетом ряда критериев.

И если в большинстве случаев диагностика опирается на жалобы пациента, то при наличии апато-абулического расстройства рассчитывать на это не приходится, так как больной изначально ни на что не жалуется.

Только настойчивый опрос помогает выявить проблемы. Как правило, у пациента наблюдается безразличие к родным и неадекватное поведение. Снижение интереса к происходящему вокруг и ограничение круга интересов вкусной едой также свойственны данному заболеванию.

У больного присутствуют проблемы с речью, связанные с нарушением способности правильно оформить свою мысль и донести ее до слушателя.

Пониженная активность в области эмоциональной сферы может притуплять чувство стыда и вызывать аморальное, вызывающее поведение. Интерес к обучению и трудовой деятельности отсутствует.

  • ➤ Как проводят лечение ХОБЛ тяжелого течения?

Методы лечения этого расстройства

При лечении апато-абулического синдрома используется комплексный подход.

На первом плане остается медикаментозное лечение с использованием нейролептических препаратов, таких как:

При участии семьи в лечении заболевания первостепенной задачей является объяснение близким эмоционального состояния больного во избежание непонимания и с целью предотвращения конфликтных ситуаций. Решение о целесообразности других способов лечения принимает лечащий врач.

Апато-абулический синдром

Апато-абулический синдром – это вид психического расстройства, характеризующийся потерей эмоционального оживления, полным безразличием к окружающим и родным, а также падением жизненной активности в целом. Сопровождается бездеятельностью и неряшливостью.

Пояснение термина

Термин «апато-абулический синдром» состоит из двух отдельных терминов:

  1. Апатия (от греческого «а» — без, «патос» — страсть) – признак проявления психического заболевания, который характеризуется безразличием и безучастием, отрешенностью к окружающим людям и происходящим событиям, а также полным отсутствием желания совершать какую-либо деятельность. Эмоциональные проявления при этом отсутствуют.
  2. Абулия (от греческого «а» — без, «болея» — воля) – проявления абсолютной бесхарактерности и паталогического безволия, отсутствие способности принимать какие-либо решения или выполнять какие-либо действия. Одно из проявлений апатии. Абулию не следует путать со слабоволием, которое является результатом неверного воспитания и поддающееся коррекции тренировками и работой над собой.

Описание заболевания и причины возникновения

Главной сущностью апато-абулического синдрома является снижение жизненной активности и эмоциональное оскудение. Эти изменения появляются не мгновенно, а проявляются медленно, постепенно, не сразу обращая на себя внимание. Разница становится очевидной, когда родственники или знакомые начинают сравнивать поведение больного «до» и «после». В 1958 году это явление было охарактеризовано как «падение энергетического потенциала».

Симптомы апато-абулического синдрома:

  1. Первый признак апато-абулического синдрома – потеря интереса к развлечениям, любимым занятиям, к общению с друзьями. Забрасываются старые увлечения, а новые так и не появляются. В начале симптомы синдрома очевидны лишь в свободное время – больной бездействует, ничем не занимается, бесцельно проводя время. Посещение занятий или работы продолжается, но без особого энтузиазма и скорее по инерции, нежели осознанно. Однако со временем учебное заведение или место работы оставляются, больной все свое время проводит дома или в бесцельном брожении около него.
  2. Что касается эмоций, то синдром сопровождается полной их утратой: полное безразличие, отсутствие сочувствия и сопереживания к бедам близких или радость за их успехи. Отношения приобретают безразличный или даже враждебный характер. Особенно отчетливо это заметно по отношению к тем, у кого с больным были более тесные отношения или к тем, кто проявляет больше заботы к нему.
  3. В плане социальной адаптации устанавливается полная обособленность и отчужденность: отношения с окружающими сводятся к минимуму, на вопросы следуют либо односложные ответы, либо полное игнорирование.
  4. Из физиологических признаков следует отметить:
  • отсутствие мимических реакций на лице (симпатия, антипатия, печаль, тревога, веселье и т.д.);
  • голосовые изменения – голос теряет эмоциональные модуляции и приобретает индифферентный оттенок по отношению ко всему происходящему;
  • отсутствие вегетативной реакции (покраснение, бледность, блеск в глазах).
  1. Психологические нарушения при апато-абулическом синдроме приобретают наклонность к аффективным поступкам:
  • интерес к тому, что в нормальном состоянии вызывает у человека отвращение;
  • потеря стыда;
  • отсутствие соблюдения личной гигиены;
  • проявление внезапной беспричинной жестокости, как к родным, так и совершенно посторонним людям;
  • неспособность четко выразить свои мысли – формулировки просты, с провалами в изложении, ответы на вопросы формального характера односложны.

  1. Моторика: встречаются проявления навязчивых движений (компульсий), таких, как постукивание или покачивания ногой, потирание рук, отрывистое покашливание, смешок и так далее. При прямом обращении к больному наблюдается внимательное рассматривание последним своих кистей.

Исследования указывают на то, что в большинстве случаев апато-абулический синдром проявляется в период пубертатного созревания, приблизительно в 14-15 лет и проявляется в нескольких вариациях. Для удобства их сравнительная характеристика и симптомы представлены в табличном виде.

Основные причины и симптомы абулии. Способы лечения расстройства психики

Психопатологические нарушения волевых процессов влекут за собой отсутствие желания к целенаправленной деятельности, слабохарактерность и пассивность существования. Патология волевых процессов может наблюдаться при органических нарушениях головного мозга, психических расстройствах. У таких больных зачастую отсутствует желание и интерес к совершению деятельности, они могут сутками лежать в постели, не прилагая усилий даже к выполнению необходимых действий, связанных с базовыми потребностями.

Клинические проявления синдрома и его виды

Воля является особым регулятивным фактором, планомерной способностью к продуктивной деятельности, нацеленной на результат. Нарушение же волевых процессов зачастую связано с патологией активности, мотивации и поведения. Расстройства воли бывают следующих видов:

Гипербулия является чрезмерным проявлением активности, а гипобулия – её противоположностью, снижением побудительной к активности функции. Парабулия представляется непосредственно в виде нарушения поведения. Безволие же характеризуется потерей желания к продуктивной деятельности, отсутствием мотивации для достижения результатов. По длительности абулия делится на следующие подвиды:

  • кратковременная,
  • периодическая,
  • постоянная.

Кратковременное течение заболевания наблюдается при адинамической депрессии, пограничных состояниях (неврозах, астении). Больные депрессивными расстройствами зачастую лишены деятельной активности, их мотивационная и волевая сфера находится в упадке. Личность, находящаяся в стадии депрессии, понимает необходимость волевой направленности, но не всегда может собраться с силами для того, чтобы начать действовать. Также кратковременное безволие может наблюдаться при неврозе, психопатиях и проявляться в виде неспособности принять решение, снижении побуждений и отсутствии мотивации.

Периодическое безволие встречается при наркомании, запущенных соматоформных расстройствах. Рекуррентный характер упадка волевых процессов зачастую совпадает со стадиями обострения при шизофрении. Повторяющиеся нарушения воли нередко присутствуют в клинической картине маниакально-депрессивного психоза. Постоянное отсутствие мотивационной базы и волевых побуждений является характерным признаком кататонической шизофрении и тяжёлых повреждениях головного мозга. Безволие в сочетании с обездвижением при шизофрении может переходить в кататонический ступор. Именно апато-абулический синдром в клинической картине шизофрении является наиболее тяжёлым проявлением нарушения воли.

Среди основных симптомов заболевания выделяют:

  • заторможенность мыслительных процессов,
  • трудности в принятии решений,
  • снижение социальных контактов, вплоть до изоляции,
  • отсутствие мотивации для совершения действий,
  • пренебрежение гигиеной,
  • снижение необходимости в базовых потребностях человека (питание, сон),
  • потеря интереса к привычной деятельности,
  • пассивность,
  • скованность или спонтанность движений.

Абулия может протекать в комплексе с мутизмом, апатией и адинамией. Под мутизмом понимают речевую пассивность, которая проявляется в отсутствии вербального речевого компонента. Больные не отвечают на вопросы, всем своим видом показывая нежелание вступать в контакт с окружающими. Французский психиатр Флоренвиль считал, что «недобровольное проявление мутизма» сочетается с безволием и пассивностью двигательной активности.

Апатия, являющаяся эмоциональной безразличностью и безучастием, нередко сочетается с отсутствием волевой активности, образуя апато-абулический синдром. Клиническая картина данного состояния протекает в виде эмоционального оскудения и автоматизированных действий. Больные становятся замкнутыми, часто и подолгу молчат, стараются избегать контактов с окружающими. Такое состояние характерно для шизофрении и биполярно-аффективного расстройства.

Адинамия, проявляющаяся в инертности побудительной функции к действиям, может протекать как в виде заторможенности мыслительных процессов, так и в полном отсутствии движений. Согласно немецкому психиатру К. Клейсту, данный феномен характерен для поражений лобных отделов головного мозга. Учёный назвал такое специфическое сочетание безволия и инертности движений «синдромом сломанного пера».

Причины заболевания

Причинами данного психопатологического синдрома выступают травмы и опухоли головного мозга, наследственная предрасположенность к шизофрении и другим психическим расстройствам, слабоумие. Лёгкие проявления заболевания могут наблюдаться при низкой стрессоустойчивости и склонности к соматоформным расстройствам. Данный психопатологический синдром наблюдается при таких заболеваниях:

  • шизофрения,
  • поражения лобных отделов головного мозга,
  • пограничные состояния,
  • депрессия,
  • слабоумие.

Наиболее часто безволие проявляется при шизофрении и органических поражениях лобных отделов головного мозга. По мнению немецкого учёного Э. Блейлера, безволие, как один из симптомов шизофрении проявляется как своеобразная «утрата энергетического потенциала». «Потребность против и вопреки», по словам психиатра, была главной особенностью больных шизофренией из-за одновременного присутствия желания и отсутствия сил для его реализации.

Ещё в 50-х годах ХХ ст. советский психиатр М. О. Гуревич доказал, что лобный отдел головного мозга выполняет функцию контроля за побуждениями и волевыми прочесами. Пациенты с поражениями лобных отделов очень инертны в своих суждениях, зачастую не могут сделать над собой простое усилие для совершения примитивных действий. При повреждении мозговых отделов заболевание протекает в виде двигательного торможения в сочетании с ослаблением мыслительных процессов.

Лечение абулии

В первую очередь необходимо лечить главное заболевание, в рамках которого проявляется безволие. Если отсутствие волевых усилий протекает на основе шизофрении, в качестве медикаментов широко используются атипичные нейролептики. В случае если причиной абулического синдрома выступает депрессия, используются антидепрессанты. Схему лечения определяет исключительно врач-психиатр, который опирается на анамнез и диагностические критерии.

Прогнозы в лечении апато-абулического расстройства в сочетании с шизофренией зачастую неблагоприятные. В психиатрической практике при длительной терапии заболевания наблюдалась лишь частичная ремиссия, отмечались случаи трансформации шизофрении в прогредиентные стадии. В лучших случаях были улучшения со стороны социального взаимодействия, общения с окружающими.

В лечении абулии широко используется психотерапия, в особенности при кратковременных, легких формах заболевания. Применение психотерапевтических методов для лечения безволия в рамках шизофрении является спорным вопросом. Однако многие врачи практикуют использования гипноза и когнитивно-поведенческой психотерапии для снижения признаков синдрома. Главной целью психотерапевтического подхода является налаживание социальной адаптации и формирование волевой и мотивационной базы.

Комментарии и отзывы:

    Александр Иванов | 12.04.2015

Надо заставлять себя, ничего не поделаешь. Надо совершить подвиг и найти для себя мотивацию сделать то, что сделать необходимо. Я знаю эти внутренние состояния, ощущал их на собственной шкуре. Надо задействовать все свои морально-волевые ресурсы, иначе совсем погибнешь, а Этого, ребят, нельзя допустить. Во имя себя, во имя своей матери, во имя других людей, которые так или иначе зависят от тебя и нередко нуждаются в гораздо большей помощи, чем ты сам. однажды все это закончится, ничто не вечно под луной, но можно войти в историю и сделать в свой жизни нечто действительно значительное, нечто такое, что навсегда останется в памяти людей и будет вспоминаться с восхищением спустя многие годы Спустя. Преодолеть и победить самого себя, находясь в состоянии шизофренической апато-абулии, сделать что-то нужное, несмотря на свое состояние — вот это настоящий подвиг, подлинное геройсто и хотя бы ради этого стоит за себя побороться и не опускать руки, как бы ни было тяжело. «И это тоже пройдет. » ©.

Форум Нейролептик.ру — консультации психиатра онлайн, отзывы о препаратах

апато абулический синдром или астено апати.

Anonim 09 Окт 2012

Инсайт 09 Окт 2012

Anonim 11 Окт 2012

Anonim 11 Окт 2012

Anonim 12 Окт 2012

Толян Михалыч 18 Мар 2013

У меня как-то стоял такой диагноз несколько лет. А потом, как началось непонятное состояние которое то ли являеться депрессией, толи апато абулией, последний знак заменили на 8-ку.

Я не врач и не эксперт, но по собственным наблюдениям (с которыми врачи не то, что бы открыто не согласны, а «склонны считать, что это не так») апатия, потеря силы воли отсутствие эмоций и потеря концентрации внимания — это следствие передоза/неправильного подбора нейролептика.
Врачи склоняются к тому, что это, возможно, проявления болезни. И сколько ты им не объясняй, что до начала приёма нейролептиков этого не было, они стоят на своём.
Такой вот у меня опыт.

Я конечно могу добиться стационарной экспертизы, чтоб меня обследовали, но велика вероятность того, что инвалидность снимут, а значит и с очереди на квартиру выкинут, а диагноз оставят. Так что диагноз в карточке пусть стоит, но мне просто лично для себя важно знать, есть у меня шизофрения или нет?

Вы уж определитесь, что для Вас важнее — здоровье или квартира. Хотя, как заметил Segreyko, от жизни с родителями здоровье тоже может пострадать.

А может ли шизофренический процесс у личности с высоким интелектом (IQ 145) не нарушить логическое мышление, но нарушить другие сферы психической деятельности, такие как воля, эмоции, концентрация внимания, поведение?

У Вас, я так понял, наблюдаются 2 «меньших» симптома (если верить Википедии) :

  • Достоверные и последовательные изменения общего качества поведения, проявляющиеся утратой интересов, бесцельностью, поглощенностью собственными переживаниями, социальным аутизмом.
  • Негативные симптомы (но не обусловленные при этом депрессией или фармакотерапией), которые могут быть выражены
  • апатией
  • бедностью или неадекватностью эмоциональных реакций
  • социальной отгороженностью
  • социальной непродуктивностью.

А на основании каких симптомов был изначально поставлен диагноз F20?
И ещё, под «нарушениями логического мышления» вы понимаете бред, или что? Я просто не силён в терминологии.

Апато-абулический синдром лечение

Сущность данного синдрома состоит в нарастающем эмоциональном оскудении и снижении активности, которые создают впечатление «падения энергетического потенциала» [Conrad К., 1958]. Эти изменения происходят исподволь. Родные и близкие долго могут не замечать нарушений, которые вызывает болезнь у подростка («домашним вором» образно называют эту форму шизофрении), а когда обращают внимание, то обычно сравнивают, каким подросток был раньше и каким он стал теперь.

Одним из первых исчезает интерес к тому, что раньше привлекало: излюбленные занятия, развлечения, компании приятелей. Заброшенными оказываются прежние хобби, а новых не заводят. Сперва бездеятельность особенно видна в свободное время — подросток ничем не занят, попусту тратит время. Регламентированные занятия (например, посещение уроков в школе) в этот период могут еще продолжаться, но выполняются как бы автоматически. Но затем забрасывается и учеба. Вначале еще посещают уроки, но фактически ничего на них не делают и ничего нового не усваивают. Над домашними заданиями подолгу сидят, но они не сдвигаются с места и остаются невыполненными. Затем бросают ходить в школу и сиднем сидят дома или бесцельно слоняются около него.

Становятся все более замкнутыми и отгороженными от окружающих. Большую часть времени молчат. По своей инициативе ни к кому не обращаются. Если же их спрашивают, то отвечают односложно, нехотя или вообще отмалчиваются. С прежними приятелями контакт утрачивается, а новых не приобретают — в конце концов остаются в одиночестве.

Происходящее вокруг не вызывает интереса, а волнующие события — никакой эмоциональной реакции. Утрачивается способность к сопереживанию: несчастья близких не трогают, радостные события не вызывают никакого отклика. К родным устанавливается безразличное, а то и холодно-враждебное отношение. От них ждут только вкусной еды. Враждебность может проявляться именно к тем членам семьи, которые более о них заботятся и с которыми ранее были более близки.

Эмоциональные проявления оскудевают. Живость, тонкая выразительность переживаний и чувств утрачиваются. Лицо становится маскообразным. Мимика не отражает ни неприязни, ни симпатии, ни интереса, ни искреннего веселья, ни тревоги, ни печали. Лишь иногда лицо искажается грубыми гримасами.

Меняется голос: он лишается эмоциональных модуляций («деревянный голос»). Одним тоном, как бы на одной ноте говорят и о предметах индифферентных, и о том, что должно было бы задевать и волновать.

Не удается заметить и вегетативных реакций, сопровождающих эмоции — не краснеют и не бледнеют, не появляется блеск глаз и т. п.

Неадекватность эмоциональных реакций составляет другую сторону поражения аффективной сферы. Грубым смехом реагируют на то, что раньше бы заставило содрогнуться. С любопытством разглядывают то, что у всех вызывает отвращение. Подросток может остаться совершенно равнодушным при горестном известии и здесь же радостно схватиться за вкусную еду.

Растормаживание влечений проявляется прожорливостью и онанизмом. В конце концов мастурбируют, не стесняясь посторонних. Чувство стыда исчезает. Подростки становятся неряшливыми и неопрятными. Не следят за одеждой, не причесываются, не моются, отказываются менять белье. Не снимая обуви, могут ложиться в постель на чистые простыни.

Возможна немотивированная импульсивная агрессия как в отношении близких, так и совершенно случайных лиц, просто попавших на глаза. Могут наносить жестокие удары тем, кто почему-то не понравился (не так посмотрел, не то сказал, не то сделал) или вообще без всякого повода.

Своеобразные нарушения мышления, как правило, сопровождают эмоциональное снижение и падение активности. Эти нарушения не имеют единого общепринятого обозначения. Их называли «формальными нарушениями мышления» [Griesinger W., 1845], «расстройствами ассоциативного процесса» [Осипов В. П., 1923], «расстройством процесса мышления» [Снежневский А. В., 1983].

Сами больные обычно не предъявляют жалоб на какие-либо нарушения мышления. Они лишь нехотя подтверждают их наличие при настойчивом и детальном расспросе. Но эти нарушения могут бросаться в глаза во время беседы с больным. Даже в легких случаях речь их становится бедной, отражая оскудение ассоциаций. Отвечают односложно, переживаний не раскрывают. Сами ответы обычно носят сугубо формальный характер. Но во время высказываний иногда можно уловить внезапные беспричинные остановки посреди фразы, даже на полуслове, когда мысль еще не закончена. Это — внезапные перерывы в ассоциативном процессе («шперрунги», т. е. преграды, задержки). Подростки могут сами подтверждать «провалы в мыслях». Иногда же мысль вдруг, без оснований, отклоняется в сторону («соскальзывания» с темы).

В подростковом возрасте обычно не приходится встречать выраженной речевой бессвязности, когда из-за обилия шперрунгов и соскальзываний речь превращается в набор из обрывков фраз. Зато склонность к неологизмам — словотворчеству в виде вычурных малопонятных слов — для подростков более характерна.

В двигательной активности могут появляться стереотипии. Постукивания или покачивания ногой, потирания руками, покашливания, отрывистые смешки и т. п. могут повторяться подолгу и по многу раз изо дня в день. Подобные стереотипные движения рассматриваются как стертые кататонические симптомы [Ковалев В. В., 1985].

Одним из характерных стереотипных действий, обычно возникающих во время беседы с больным, когда к нему обращаются с вопросами, бывает долгое и пристальное разглядывание кистей своих рук, которые поворачивают к своему взору то тыльной, то ладонной, то боковой стороной.

Стойкие бредовые идеи и галлюцинации отсутствуют. Изредка бывают отдельные бредовые высказывания или слуховые галлюцинации в виде окликов по имени. Однако больные могут настораживаться, когда их расспрашивают об идеях отношения, дисморфоманических или ипохондрических переживаниях, хотя и отрицают их. Возможно, что какая-то предуготовленность к возникновению подобных бредовых идей имеется, так как вопросы о других видах бреда (воздействия, преследования и т. п.) оставляют больного совершенно равнодушным.

Дифференциальный диагноз необходим с астеноанергическим синдромом при неврозоподобной вялотекущей шизофрении и с астеноапатическим типом депрессии при шизо-аффективных и реактивных психозах (табл. 14), а также с редко встречающимся заболеванием — демиелинизирующим склерозирующим лейкоэнцефалитом. В последнем случае с самого начала преобладает резкая истощаемость при выполнении любых заданий; рано появляется ослабление памяти, а затем присоединяются афазии, алексия, аграфия.

В подростковом возрасте астеноанергический синдром — эндогенная юношеская астеническая несостоятельность J. Glatzel — G. Huber (1968) —может предшествовать апатоабулическим расстройствам при простой форме. Астеноапатической депрессией, кроме фазы шизоаффективного (реже — маниакально-депрессивного) психоза, могут проявляться субдепрессивная фаза при циклотимии, реактивные депрессии на фоне эмоционально-лабильной, сенситивной и шизоидной акцентуаций характера в преморбиде, а также эндореактивные депрессии при циклоидной акцентуации [Личко А. Е., 1979, 1985].

К сведениям, приведенным в табл. 14, можно добавить, что апатоабулические расстройства удерживаются годами, полные ремиссии бывают редко, но эти расстройства могут сменяться другими синдромами прогредиентной шизофрении. Астеноанергический синдром можно наблюдать на протяжении нескольких месяцев. В дальнейшем либо наступает ремиссия, либо на смену приходят апатоабулические расстройства. Длительность апатической депрессии чаще всего составляет несколько недель, но изредка под влиянием психотравмирующей ситуации она может затягиваться на многие месяцы.

Ниже приводятся иллюстрации использования табл. 14 для дифференциальной диагностики между апатоабулическим, астеноанергическим синдромами и астеноапатической депрессией.

Дмитрий П., 17 лет. Отец болен параноидной шизофренией. Оставил семью, когда сыну было 3 года. Воспитывался бабушкой. С детства был активен, подвижен, общителен, имел приятелей. В школьные годы увлекался самбо и поделками из дерева. Учился вполне удовлетворительно, но без особого интереса.

В возрасте 15—16 лет стал постепенно меняться. Забросил спорт и увлечение поделками. Перестал гулять с ребятами. Ничего не читал. Сперва смотрел телевизор все свободное время, затем ничем не был занят. В школе становился все более пассивным, успеваемость резко снизилась, на уроках отказывался отвечать. Домашних заданий не выполнял. Последние 2—3 мес совершенно замкнулся, с матерью и бабушкой почти не разговаривал. Все дни просиживал в своей комнате, ничего не делая. Перестал мыться, за одеждой не следил. Ел мало и неохотно. При поступлении в подростковую психиатрическую клинику был вял, пассивен, кратко и формально отвечал на вопросы., Бреда и галлюцинаций не обнаружил. К госпитализации отнесся с полным безразличием. Ушел в палату, не простившись с матерью, не заметив ее слез. В больнице был совершенно бездеятелен, пассивно подчинялся режиму, сидел в стороне от сверстников.

С врачом контакт был сугубо формальным. Никакой инициативы в беседе не проявил. Нехотя отвечал, на вопросы. Лицо было маловыразительным, голос — монотонным. Настроение характеризовал как обычное. Бреда и галлюцинаций выявлено не было. Во время беседы смотрел в сторону или разглядывал кисти своих рук.

Проводилось лечение небольшими дозами трифтазина (до 15 мг в сутки). Постепенно сделался живее, активнее, стал общаться с подростками, принимать участие в развлечениях и трудовых процессах. На свидании приветливо встречал мать, начал тяготиться больницей.

С врачом легко вступал в контакт. Критика к перенесенному состоянию была довольно формальной. Считал,, что теперь снова стал таким же, как прежде. Хотел дублировать класс, чтобы было легче заниматься. Охотно согласился перейти в вечернюю школу. Будучи в домашнем отпуске, помогал матери, ходил в кино. Патопсихологическое обследование не проводилось. При патохарактерологическом обследовании диагностирован смешанный истероидно-эпилептоидный тип (не соответствует данным катамнеза и наблюдения за поведением). Установлен признак дискордантности характера (выраженная реакция эмансипации/психа-стеничность).

Дифференциально-диагностические критерии соответствия апатоабулическому синдрому при простой форме шизофрении (см. табл. 14): жалобы (не высказывает), эмоциональные нарушения (голос без модуляций, гипомимия, разглядывание кистей своих» рук), активность (резко снижена), интересы (утрачены), общительность (замкнутость, уединение), учеба и труд (постепенно забрасывается), отношение к близким (безразличие), к приятелям (потерял прежних, новых не заводит), отношение к одежде, опрятность (не мылся, не следил за одеждой), длительность и прогноз (нарушения нарастали исподволь, ремиссия частичная).

Диагноз. Шизофрения. Простая форма. Апатоабулический синдром.

Катамнез через 9 лет. Еще один раз поступал в психиатрическую больницу в возрасте 19 лет, когда прервал поддерживающую терапию трифтазином. В остальное время получал малые дозы трифтазина или мажептила. Работал дворником, разносчиком телеграмм, затем плотником. Женился на женщине значительно старше себя, которая его опекает. Имеет ребенка. Свободное время проводит дома, помогая жене или работая на приусадебном участке дяди.

Евгений Т., 17 лет. Дядя по отцу был крайне замкнут, отличался странностью. Других данных о наследственной отягощенности психическими расстройствами нет.

С детства замкнут, любил одиночество. С 10 лет/увлекается астрономией, много читал, хорошо информирован в основах этой науки. В школе учился неровно — хуже давались гуманитарные предметы. По окончании 10 классов школы поступил на математический факультет университета (по специальности — астрономия). Для этого приехал в Ленинград к тетке. На первом же курсе стала постепенно нарастать тревога. Почувствовал, что «утратил способность осмысления» — плохо понимал речь людей, суть прочитанного доходила с большим трудом, стало казаться, что у всех слов есть какой-то второй скрытый смысл. Мысли расплывались, стало трудно заниматься. Пытался «побороть себя» усиленными занятиями, но успеваемость резко снизилась. Начало казаться, что однокурсники его в чем-то подозревают, считают его дураком. Замечал подозрительные взгляды посторонних людей. Раздумывал, почему бы это, но ни к какому выводу не пришел. Казалось, что он мог где-то в ответственный момент сказать какие-то «ветреные фразы», боялся, что из-за этого о нем «пойдет дурная слава».

Во время экзаменационной сессии тревога резко возросла, все время «думал», заниматься не мог. Настроение снизилось. По настоянию тетки обратился к психиатру. Заскучал по дому, телеграммой вызвал к себе отца.

При поступлении в психиатрическую больницу признался, что были суицидные мысли, обдумывал способ самоубийства, но никакого решения принять не мог. Повторял упомянутые жалобы о «затруднении осмысления», «непонимании слов людей». Идеи отношения были неотчетливы — сомневался, действительно ли его в чем-то подозревали, считали дураком и т. п. или ему это только показалось. Других бредовых идей не высказывал, галлюцинаций не обнаруживал.

В отделении держался довольно спокойно, общался с интеллектуальными сверстниками. С врачом охотно беседовал, сетовал на то, что не может словами передать, что творится с его мышлением. Искал сопереживания. Был склонен к резонерству и витиеватому изложению мыслей. Мимика и интонации голоса достаточно живые.

При патопсихологическом обследовании отмечена некоторая «разноплановость мышления». Актуализации несущественных признаков не выявлено. При патохарактерологическом обследовании диагностирован смешанный сенситивно-шизоидный тип, выявлена дискордантность характера (шизоидность/циклоидность).

Физическое развитие с нерезко выраженными чертами инфантилизма.

Дифференциально-диагностические критерии соответствия астеноанергическому синдрому (см. табл. 14): предъявляемые жалобы (затруднение понимания и усвоения услышанного и прочитанного), эмоциональные нарушения (только сниженное настроение), голос, мимика, движения (без изменений), активность (сперва усиленными занятиями пытался побороть свою несостоятельность), общительность (заметно не изменилась), нарушения мышления (только склонность к резонерству и витиеватому изложению мыслей при обилии жалоб на его нарушения), бред и галлюцинации (только нестойкие идеи отношения), сон, аппетит (нарушения сна), отношение к. близким (эмоциональное, вызвал отца), отношение к одежде (опрятность сохранена), преморбидные особенности (шизоидные черты).

Диагноз. Вялотекущая неврозоподобная шизофрения. Астеноанергический синдром.

Катамнез. После лечения небольшими дозами трифтазина (до 20 мг в сутки) состояние значительно улучшилось. Был выписан из больницы и уехал к родителям. Там настроение было ровным, много гулял, читал беллетристику, слушал музыку, но от учебных занятий категорически отказывался («мне надо отдохнуть»). Через год возобновил учебу в университете. Через 2 года наступил рецидив с прежней симптоматикой, снова был госпитализирован, лечился трифтазином и мажептилом. Наступила хорошая ремиссия. На поддерживающей терапии малыми дозами мажептила окончил университет. Работает по специальности, живет с родителями, замкнут, увлечен только работой.

Сергей Г., 16 лет. Бабка и дядя со стороны отца перенесли психозы. Отец страдает хроническим алкоголизмом, дважды лечился в психиатрической больнице.

В детстве был живым, общительным, но робким и застенчивым. В 10 лет черепно-мозговая травма с легкой коммоцией. Учился удовлетворительно. После 8 класса поступил в ПТУ. Увлекался радиотехникой и спортом, особенно нравилась игра в регби.

Полгода назад повторная легкая черепно-мозговая травма без потери сознания. Сразу вслед за ней ухудшилось настроение, появились необычная вялость и безразличие ко всему («потерял всякую цель»). Бросил занятия спортом, а затем и учебу в ПТУ. Целые дни дома валялся на диване, ничем не мог заняться, даже любимым радиоделом, «все отпадало от рук». По утрам чувствовал себя особенно вялым, неспособным что-нибудь сделать. Раздумывал о своей неспособности, мелькали суицидные мысли, но никаких попыток не предпринимал. Сон не давал отдохновения, ел без аппетита. По настоянию матери был осмотрен психиатром и госпитализирован.

В больнице первые дни состояние без изменений. Валялся в постели, ничем не интересовался, слушал, что говорят вокруг, но сам в беседы не вступал. В беседе с врачом отвечал медленно и неохотно, инициативы не проявлял. Подтвердил утрату «всех интересов», но сказал, что скучает по дому и матери. На лице выражение уныния. Чувство тоски или тревоги отрицал.

Через 3 дня после начала лечения мелипрамином развилось гипоманиакальное состояние с дурашливостью.

Патопсихологическое обследование не проводилось. При патохарактерологическом обследовании диагностирован лабильно-циклоидный тип с чертами сенситивности. Дискордантности характера не выявлено.

Физическое развитие с умеренной акселерацией. При неврологическом осмотре отмечена только повышенная вегетативная лабильность. На ЭЭГ — умеренные диффузные изменения.

Дифференциально-диагностические критерии соответствия апатической депрессии (см. табл. 14): предъявляемые жалобы (утрата ко всему интереса), голос, мимика, движения (мимика свидетельствует о снижении настроения), активность (резко снижена), интересы (утрачены к тому, что раньше привлекало — радиодело, спорт), нарушения мышления (только замедление), бред и галлюцинации (отсутствуют, мимолетные идеи самообвинения), сон, аппетит (неосвежающий сон, ел без аппетита), учеба и труд (работоспособность резко упала), отношение к близким (теплое к матери), длительность (фазы по нескольку недель).

Диагноз. Атипичный аффективный психоз. Перенес депрессию апатического типа, сменившуюся гипоманиакальным состоянием.

Катамнез. На протяжении последующих 2 лет перенес две депрессивные (меланхолическая депрессия, снова апатическая депрессия) и три гипоманиакальные фазы, каждая из которых длилась 1—3 нед. Проводится поддерживающая терапия карбонатом лития. Последние полгода фазы более не повторялись. В интермиссии продолжал учебу в ПТУ, личностных изменений нет.

Еще по теме:

  • Прививка против кори когда делается Прививка от кори — когда делается и сколько раз Самое лучшее лечение против инфекций — зачастую не мощная противовирусная терапия, а своевременная безопасная профилактика. Во многих случаях единственная правильная защита против кори […]
  • Что можно от простуды на губах при беременности Герпес на губах при беременности Герпес на губах при беременности может возникнуть у всех будущих мам. Единственный вопрос: когда произошло первое инфицирование этим вирусом — до беременности или во время неё? Если беременная болела […]
  • Налет на миндалинах это ангина Как снять белый налет с миндалин при ангине Содержание статьи В любом случае, образование налета свидетельствует о бактериальной инфекции миндалин. Лечить бактериальную ангину необходимо вовремя, так как нередко она приводит к […]
  • Иммунал контагиозный моллюск Иммунал контагиозный моллюск Контагиозный моллюск Перейти на страницу: Сообщение Хома » Чт авг 13, 2009 21:24 Сообщение Lora » Пн авг 17, 2009 14:06 Сообщение Alishka » Ср авг 19, 2009 07:50 Сообщение Lora » Ср авг 19, […]
  • Синоним к слову чум нарты плаха Синоним к слову чум нарты плаха ПЛА́ХА, -и, ж. 1. Кусок бревна, расколотого пополам. В печи жарко горели длинные плахи дров. М. Горький, Коновалов. Стены ее [избушки] были из тонких бревен, верх до половины закрыт плахами. Арамилев, […]
  • Сколько длиться температура при ангине Сколько дней держится температура при ангине? Ангина — это воспаление небных миндалин, которое практически всегда при обычном течении сопровождается подъемом температуры до субфебрильных и фебрильных цифр. Субфебрильная температура […]